Menu

Данилова Александра Ивановна- педагог- психолог.

Эссе педагога-психолога

Что делает психолог в детском саду?

            Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов?

            Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не вписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

            Детский психолог – специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и с ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины  и найти решение.

            Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

            Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

            Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка предаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

            Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают согласие на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребёнком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

            Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

            Задачи

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно- образовательного процесса:

  1. Оказание психологической помощи детям:

— Психологическая диагностика

— Коррекционно-развивающая работа

— Психологическое сопровождение ребёнка

2.Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

— Консультирование по проблемам развития

— Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно- развивающей работы

— Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей.

  1. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

— Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;

— Психологическое просвещение

— Взаимодействие с другими специалистами

  1. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.
Возрастная группа Что делает психолог?

I младшая

группа

(2-3 года)

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
  • ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы и медсестрой
  • игры с детьми, беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
  • консультации с родителями по вопросам адаптации ребёнка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая

группа

(3-4 года)

  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка (наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребёнка
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребёнком.
  • Индивидуальная диагностика уровня развития ребёнка по запросу логопеда для ПМПК

Старшая группа

(5-6 лет)

  • индивидуальная диагностика ребёнка по запросу педагогов или родителей.
  • Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики
  • Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребёнком
  • Индивидуальная диагностика уровня развития ребёнка по запросу логопеда для ПМПК

Логопедическая

группа

(5-6-7лет)

 

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

  • Индивидуальная диагностика уровня развития ребёнка.
  • Индивидуальные консультации с родителями по результатам диагностики.
  • Консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребёнком
  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуально или в малых группах по 3-4 ребёнка)
  • Групповая диагностика уровня развития предпосылок к учебной деятельности
  • Индивидуальная углубленная диагностика (если ребёнок в групповом режиме показал недостаточные результаты).
  • Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
  • Итоговая диагностика готовности к школе детей

Участие в семинарах- практикумах, НПК

  1. Сертификат за участие в республ.семинре «Общение матери раннего возратса с ОВЗ: диагностика и коррекция», лектор Одинокова Г.Ю., к.п.н., старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, Москва., г.Якутск, 26-27 мая 2016г..
  2. Сертификат за участие в респ. семинаре «Ранняя поддержка детей с ОВЗ», г.Якутск, 26-27 мая 2016г..
  3. Сертификат участника XIV Республиканской пед.ярмарки, с.Черкех, 29 июня – 1 июля 2016г..
  4. Сертификат участнику семинара-тренинга «Технологии, способы, приемы, техники, способствующие реализации». с.Черкех, 29 июня – 1 июля 2016г..
  5. Сертификат о распространении опыта на респ курсах, научно-практич.конференциях, семинарах